Движение — это здоровье

Движение — это здоровье
Здоровый образ жизни – это движение. Известно, что недостаток движения — причина многих болезней. Мы пока еще не до конца осознали пагубность гиподинамии прежде всего для детей. Из-за недостатка двигательной активности нарушается нормальная работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развивается плоскостопие, портится осанка. Появляется избыточный вес.

По данным ученых, один урок физической культуры компенсирует максимально сорок процентов необходимой суточной нормы движений. Два урока физической культуры в неделю компенсируют только одиннадцать процентов недельной нормы движений, которые требуются для Нормального физического развития ребенка.

Еще от 18 до 22 процентов дают так называемые спонтанные, самостоятельные движения: дорога в школу и обратно, переход из класса в класс и т. д. Однако все это даже в сумме, конечно же, не может удовлетворить потребность школьника в движении. Многие ребята, правда, после уроков занимаются в спортивных кружках и секциях, ходят в спортивные школы.

Движение – это здоровье

Многие, но не все. А определенный ежедневный объем движений нужен всем! И если обычная школа не имеет возможности увеличить в недельном расписании число часов на физкультуру, то в школе продленного дня такая реальная возможность есть и можно компенсировать недостаток двигательной активности наших детей, что поможет и здоровье укрепить, и поддерживать высокий уровень работоспособности. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это движение. Движение — это жизнь! Это работоспособность и здоровье.

В школах продленного дня, где возможно организовать ежедневные физкультурно-оздоровительные мероприятия, должен строго соблюдаться двигательный режим учащихся, получается в сумме не менее двух часов активного движения в сутки. Эта сумма составляется тремя формами организации физического воспитания: учебной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой.

Из каких мероприятий складываются часы активного движения?

Начнем с самых первых минут пребывания ребенка в школе. День в школе должен начинаться с утренней гимнастики, честь и похвала тому педагогу, который проводит хотя бы минимально возможную разминку. Основная задача гимнастики до занятий — помочь организму ребенка подготовиться к предстоящей учебной работе. Физические упражнения перед уроком повышают уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной системы, как бы настраивают ученика на предстоящую работу — мобилизуют его силы и внимание.

А вместе с тем еще и укрепляют здоровье, содействуют нормальному физическому развитию организма ребенка, воспитывают у ребят привычку к регулярным занятиям физкультурой. В утреннюю гимнастику включены такие упражнения для рук, ног и туловища, которые охватывают возможно большее количество мышечных групп и по сложности соответствуют возрастным возможностям учащихся.

В младших классах гимнастику обычно проводит классный руководитель, в группе продленного дня — воспитатель. Им помогают физорги классов. А в средних и старших классах эта обязанность обычно целиком ложится на ребят — физкультурных организаторов. Было бы неплохо, если бы как раньше в 8 часов 15 минут утра школьный радиоузел включал бодрую музыка и ребята получали десятиминутную «зарядку бодрости», которая дает хороший настрой учебному дню. Если позволяет погода, занятия можно проводить во дворе, на школьной спортплощадке. Во всех других случаях — только в хорошо проветренном помещении.

Итак, школьный день взял старт. Все внимание ребенка сосредоточено на том, что происходит на уроке. Учебная деятельность требует от него большого нервного напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходят изменения, снижаются функциональные возможности организма и работоспособность.

Здоровый образ жизни – это движение.

Физиологи отмечают: максимальная продолжительность активного внимания у младших школьников равна пятнадцати минутам. На 16— 17-й минуте урока наблюдается резкое падение ее. В старших классах работоспособность снижается на 20—25-й минуте. И если в этот критический момент ученик не получит разрядки, вторая половина учебного часа оказывается малоэффективной. Вот почему на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки вводятся физкультурные минуты — минуты активного отдыха.

Уже переключение ребенка с учебной деятельности на физические упражнения дает ему отдых. Три-четыре упражнения в течение одной-двух минут на каждом уроке, включая уроки труда и пения, на каждом сорокапятиминутном отрезке самоподготовки, а в младших классах — после пятнадцати минут самоподготовки — снимают утомление. И особенно приятны ребятам эти минуты активного отдыха, если есть музыкальное сопровождение.

Но вот закончился урок: перемена. Наступает время подвижных игр, как мы их оцениваем, средней интенсивности – эстафет и физических упражнений из комплексов гимнастики, которые обычно проводятся до занятий. На такой подвижной перемене ребенок получает и хорошую разрядку после сидения на уроке, и отличный задел бодрости для работы на следующем уроке.

124