Тренируем голос

Гибкий, послушный, звучный голос нужен и преподавателю, и учительнице, и воспитательнице детского сада, адвокату, студенту, экскурсоводу … Одним словом, всем.

Австралиец Джон Даймонд изучал эффект действия голоса обычного человека в жизненную энергию. Он доказал, что спокойный, уверенный, «красивый» голос обладает целебными свойствами, положительно влияет на эмоциональное и физическое состояние человека.

С другой стороны, голос человека, который находится в стрессовом состоянии, — больной, озлобленный, агрессивный — теряет свои целебные качества и передает стрессовое состояние тому, кто слушает.

По голосу можно судить о характере человека. Робкие люди говорят как правило, тихо, тогда как энергичные почти всегда громко. Говорить тихо и робко — это такой же недостаток, как и чрезмерная громкость голоса. Разные народы пользуются в разговоре разной силой голоса. Например, в арабском мире разговор достигает такого уровня напряжения голоса, что в нашем обществе она воспринималась бы как проявление агрессивности или ссоры. Однако сами арабы громкость голоса за проявление силы и искренности, а тихий голос за проявление слабости.

Каждый индивид имеет собственную окраску голоса, которым он отличается от других людей и по которому мы его узнаем даже не видя. Нет двух людей, которые бы имели одинаковый голос. Похожий — да, но одинаковый — никогда.

Чтение вслух

Известно, что самый удобный способ тренировки голосовых связок — это чтение вслух, во время которого постоянно контролируется правильность произношения. Нельзя читать ни чрезмерно сильным голосом, ни слишком долго. Рекомендуется проводить тренировки три раза в день по 15 минут с перерывами через каждые 5 минут.

Полезно записывать свои речи, лекции на магнитофон или диктофон и анализировать записи. Для тех, кто говорит монотонно, это просто необходимо. Если бы молодой специалист в процессе подготовки к первой лекции имел такую запись, прослушал ее, критически оценил свои речевые недочеты и сделал соответствующие выводы, то счет в его пользу был бы обеспечен.

Изменение высоты и силы звука — модуляция — помогает говорящему удержать внимание слушателей. Голос повышают тогда, когда задают вопрос, выражают нерешительность или сомнение. Если надо выразить решительность, доверие, уверенность в необходимости сделать какое-то дело или ответить на вопрос, то высота голоса падает.

Попробуйте произнести на одном выдохе слова «того громкого хорошего голоса». В конце произнесения этих четырех слов, состоящих всего из одиннадцати слогов, запас воздуха будет очень мал, так как звуки «г» и «к» требуют наибольших затрат воздуха. Причем расхода воздуха в процессе вещания тем больше, чем громче и высший голос у человека. Во время речи возникает потребность экономно расходовать воздух, кроме того, время выдоха длиннее, чем время вдоха. Незнание техники правильного дыхания приводит к тому, что некоторые люди боятся говорить: решившись то сказать, они заикаются, глотают последние слоги, очень волнуются, что тоже негативно сказывается на дыхании. Чтобы не отстать вдруг посреди фразы без запаса воздуха, нужно сохранять спокойствие и правильно дышать, то есть после каждого предложения нужно делать глубокий вдох. Но понятно, что нельзя думать больше о дыхании, чем о словах, которые произносите.

Полезные советы для облегчения вещания

  1. Перед тем как говорить, а также после каждого выдоха вдыхайте достаточное количество воздуха: каждый говорящий должен руководствоваться собственным опытом и вдыхать такое количество воздуха, котороя соответствует особенностям его организма.
  2. Воздух, вдохнули, тратьте медленно и экономично; надо помнить, что слишком большой запас воздуха в легких может привести к бесполезному его расходу.
  3. Не повышайте голоса, говорите так, как всегда, за повышение голоса расходы воздуха возрастают.
  4. Вдыхать воздух нужно ртом и носом.
  5. Грудь держите ровно, немного выпятив их вперед — это облегчает дыхание.
  6. Говорите, насколько это возможно, только в хорошем физическом, а также в спокойном нервном.

Правильная артикуляция — залог хорошей дикции и звучности голоса

  1. На «раз» опустить нижнюю челюсть примерно на два пальца. На «два, три, четыре, пять, шесть» держать это положение. Закрыть рот.
  2. Опустить нижнюю челюсть; медленно двигать челюстью вправо и влево.
  3. Опустить нижнюю челюсть; медленно выдвигать ее вперед и так же медленно возвращать в исходное положение.
  4. Рот закрыт, зубы стиснуты. На «раз» растянуть губы, показывая зубы и якобы произнося звук «и ». На «два, три» удерживайте губы в этом положении. На «четыре, пять» собрать губы трубочкой и вытянуть их вперед. На «шесть, семь» растянуть губы.

Надо заниматься перед зеркалом; следить за тем, чтобы при выполнении упражнений участвовали только органы артикуляционного аппарата, а нос, лоб, глаза оставались неподвижными. Каждое упражнение надо выполнять медленно, плавно, без резких и быстрых переходов.

56