Как лечить синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Первоклашка не может сидеть на месте – ни урок не может высидеть, ни домашнее задание дома сделать, ни выполнить какое-либо поручение родителей. Понижение концентрации внимания и увеличение отвлекаемости и является симптомом СДВГ.

Многие дети не умеют долго концентрировать свое внимание на одном предмете, на одном действии, однако не у всех это сопровождается повышенной активностью. Дети с СДВГ не умеют сидеть на одном месте, они постоянно егозят, вертятся и предпочитают бегать и прыгать.

Примерно 3-5% школьников страдают СДВГ, а у 10-50% из них синдром сохраняется и во взрослой жизни. И хотя гиперактивность часто проходит к подростковому возрасту, сосредоточиться научиться обычно не получается.

Точных причин СДВГ до сих пор не удалось выявить, хотя есть предположение, что у детей с этим синдромом нарушен баланс нейротрансмиттеров, химических передатчиков нервных импульсов, из-за чего он и не может контролировать свои действия. Причем мальчики в три раза чаще имеют симптом СДВГ.

Основные симптомы, на которые необходимо обратить внимание родителям как можно раньше:

  • неусидчивость и постоянное беспокойство;
  • чрезмерная шумливость как в разговоре, так и во время игр;
  • неспособность слушать, всех перебивает;
  • неспособность следовать инструкциям;
  • дефицит внимания, забывчивость;
  • неорганизованность, не замечает детали;
  • по комнате передвигает бесконтрольно, часто натыкается на мебель, спотыкается о свои игрушки;
  • быстро теряет интерес к играм и заданиям;
  • неспособен закончить начатое дело;

Для постановки диагноза СДВГ необходимо не только полное медицинское освидетельствование, но и участие педагогов и родителей. Ребенку нужно оценить познавательные способности и IQ, школьникам проанализировать успеваемость.

Необходимо провести оценку речевых способностей, так как СДВГ часто сопровождается нарушениями в речи, а также эмоциональными расстройствами.

Лечение и коррекция СДВГ не должно сопровождаться отделением ребенка от коллектива. В классе он должен находиться в том месте, где будет меньше отвлекаться – подальше от окна и поближе к учителю.

Кроме лекарственной терапии родителям и педагогам необходимо использовать все современные средства для исправления поведенческих привычек, для увеличения концентрации внимания.

Как учителя, так и родители должны научиться направлять энергию ребенка в направлении познавательном и при этом поощрять его успехи. Научить его управлять гневом и правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

Лекарства используются стимулирующие, такие как амфитамины. Они понижают уровень гиперактивности и облегчают концентрацию внимания. При этом снижается агрессивность и забывчивость. Однако в качестве побочных эффектов могут возникнуть бессонница, потеря аппетита и веса, подавленность и депрессия с сонливостью.

33